Воспитательная программа класса «Мы вместе»
(10 - 11 классы)

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспита-ние - это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А. С. Макаренко.

Моя воспитательная концепция... Судя по толковому словарю Ожегова - это систе-ма взглядов на воспитание, основная мысль всего. Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Че-ловеком с большой буквы.

Что такое воспитание?
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества государства.
В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспи-тания:
• Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, ос-нованный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направлен-ный на достижение поставленной цели.
• Воспитание – это искусство, искусство прикосновения к ребенку, которое помо-гает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
• Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
• Воспитание – это творчество. Дело воспитания – процесс постоянного “сотворе-ния” личности. Это - подвиг времени. Нужно уделять этому делу много сил, внимания. Оно требует размышлений, чтения специальных книг, бесед с родителями. А главное наших детей нужно очень-очень сильно любить по-настоящему, безусловно. Всю нашу жизнь построить ради этого и этим жить. Только тогда может что-то получиться.

Мой 11 класс – класс моего становления как классного руководителя на I, II и III ступенях образования. С ними я пережила все трудности и радости формирования дружного коллектива. Все эти годы мы вместе! Во всем и всегда я стараюсь идти по жизни со своими учениками. Сколько счастливых мгновений пережито вместе с ними. Не счесть. Каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих учеников,  я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.
Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; которые достигли СА-МОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.

Воспитательная система класса – это целостный социальный организм, функцио-нирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, отражаю-щий специфический способ организации жизнедеятельности коллектива класса.

Актуальность
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах чело-века, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирова-ние у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовно-сти и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализа-ции в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возмож-ности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важ-ную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осу-ществляемой работе.

Применяемая техника целепологания
Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, формирование его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воз-действий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень раз-вития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с дру-гими участниками целостного (общешкольного) воспитательного процесса. Таким об-разом, мною была определена цель воспитательной работы.

Цель: содействовать формированию и наиболее полному развитию образованной, нравственной личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосо-вершенствованию и самоопределению в социуме.

Задачи:
• способствовать формированию основ культуры общения;
• поддерживать и обеспечивать становление индивидуальности детей;
• способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
• пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной оценки и чувства самоуважения;
• способствовать сплочению нового классного коллектива.

Путь к достижению цели моей системы воспитания основан на осознании и приня-тии таких ценностей, как:
• свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
• оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);
• требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения наме-ченных целей);
• любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);
• самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);
• человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
• веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение);
• сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)

Принципы воспитательной работы
Принцип толерантности.
Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человече-ским сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распростра-няемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к проис-ходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Классному руководителю, на мой взгляд, необходимо чаще вспоминать об этом.
Принцип воспитания успехом.
Суть данного принципа заключается в том, что классный руководитель, работая с личностью ребенка, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить осо-бенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конст-руктивные цели и задачи деятельности. Необходимо стараться, используя психолого-педагогические методы, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого тре-буется прежде всего готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.
Принцип создания воспитывающей среды.
Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предпо-лагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детско-го самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, фор-мирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости".
Принцип индивидуализации воспитания.
Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспек-тив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учаще-муся возможности для самореализации.
Создание условий успешного воспитания
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно.
Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувст-вовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель иг-рает одну из главных ролей. Условия успешности в воспитании на мой взгляд, заклю-чаются в следующем:
• принятие ребенка как личности;
• признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять себя и с ува-жением относиться к этим проявлениям;
• ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувство-вать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь и поддержать его.
Только при этих условиях ребенка можно считать подлинным субъектом воспита-ния и ему предоставляются возможности:
• взглянуть на самого себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя с другими;
• оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в це-лом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
• вырабатывать силу воли;
• учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принимать решения, позволяющие концентрировать усилие воли не на том, чтобы предпочесть одно другому, а на размышлении о положительных и отрицательных свой-ствах выбранного решения;
• удовлетворять свои потребности в самореализации, повышении статуса, в твор-честве, общении, познании, во власти над собой, любви, безопасности;
• учиться продуктивному общению, достигая гармонии с окружением.
Именно эти ориентиры стали опорами при разработке и апробации данной системы воспитательной работы.
Приоритеты
1. Взаимодействие классного руководителя с детьми.
2. Ребенок – главное действующее лицо процесса воспитания.
3. Ребенок рассматривается как партнер в условиях сотрудничества.
4. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка. учесть его точку зрения и внимательное отношение к его чувствам и эмоциям.
5. Классный руководитель не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным нормам, а исходит из задачи максимально способствовать возможности их роста.
6. Формирование культуры познания, деятельно-практического отношения к миру.
7. Поиск средств и способов интеллектуального развития учащихся.
Направления воспитательной работы
Выбор направления воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях.
Выбор одного направления как приоритетного не означает отказ от остальных. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сфе-рах. Среди направлений воспитательной работы могут быть следующие:
Физкультурно – оздоровительное:
Девиз: “Здоровый человек – здоровая нация”
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
• приобщение детей к здоровому образу жизни;
• обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреб-лением алкоголя, наркотиков и тобакокурения.
Формы реализации:
• лекции и беседы;
• встречи с работниками здравоохранения;
• конкурсы плакатов и газет;
• диспуты;
• спортивные соревнования.
Нравственно- правовое
Девиз: “Каждый ученик – источник нравственности”
Цель: содействовать формированию у школьников ценностного отношения к себе и другим людям.
Задачи:
• способствовать развитию осмысленного усвоения подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном по-ведении;
• способствовать формированию основ культуры общения;
• способствовать сплочению классного коллектива;
• создание благоприятного психологического климата в классе (атмосфера това-рищества, взаимопомощи, толерантности);
• развитие творческих способностей учащихся;
• воспитание эстетического вкуса.
Формы реализации:
• КТД;
• праздники;
• экскурсии;
• библиотечные уроки;
• практикум по культуре общения;
• трудовой десант;
• поход.
Гражданско-патриотическое
Девиз: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”
Цель: Сформировать потребность в необходимости соблюдения правовых норм общества.
Задачи:
• воспитывать патриота своей Родины;
• воспитывать законопослушного гражданина своей страны.
Формы реализации:
• дискуссия;
• вечер встречи;
• экскурсии;
• поход.
Профориентационное
Девиз: “Все работы хороши – выбирай на вкус”
Цель: помочь учащимся в выборе профессий.
Задачи:
• познакомить учащихся с различными видами профессий, востребованными на рынке труда;
• формировать у учащихся культуру понимания выбора профессии.
Формы реализации:
• экскурсии;
• проект;
• анкетирование;
Работа с родителями
Девиз: “В дружбе взрослых и детей – сила класса и семей”
Цель: содействовать укреплению связи семьи со школой.
Задачи:
• изучение семей учащихся;
• привлечение родителей в различную деятельность классного коллектива;
• организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Формы реализации:
• анкетирование;
• лектории;
• тематические родительские собрания;
• индивидуальные консультации;
• собеседования;
• классные праздники;
• походы и экскурсии.
Интеллектуально-познавательное
Девиз: “Ученье - свет, а неученье - тьма”
Цель: способствовать развитию самостоятельности и активности детей в учебном процессе.
Задачи:
• изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией;
• на основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педаго-гами определить приёмы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и во внеурочное время.
• изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлече-ния;
• организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.
Формы реализации:
• анкетирование;
• лектории;
• индивидуальные консультации;
• собеседования.
Коллективно - творческое
Девиз: “Наши руки не для скуки”
Цель: развитие творческой активности чувства коллективизма.
Задачи:
• выявление и развитие индивидуальных способностей;
• развитие умений и навыков творческой деятельности;
• вовлечение учащихся в активные формы досуговой деятельности;
• развитие коммуникативных навыков.
Формы реализации:
• конкурсы;
• выставки;
• концерты;
• вечера;
• посещение музеев, выставок;
• КТД;
• акции.
Экологическое
Девиз: “Всякая птица свое гнездо любит”
Цель: способствовать воспитанию личности, любящей свой край .
Задачи:
• воспитание экологически грамотной личности;
• вовлечение учащихся в активные формы экологической работы;
Формы реализации:
• конкурсы;
• выставки;
• операции;
• вечера;
• посещение музеев, выставок;
• беседы;
• акции.
Общественно - трудовое
Девиз: “Дело толком красно”
Цель: развитие чувства ответственности за общественные дела.
Задачи:
• формирование трудовой мотивации;
• обучение основным наукам общественно полезного труда;
• вовлечение учащихся в активные трудовые дела.
Формы реализации:
• трудовые десанты;
• участие в акциях;
• практика на УОУ;
• работа по самообслуживанию;
• акции.
Особенности планирования работы
Планирование работы осуществляется совместно с детьми и их родителями. Чтобы выяснить требования, пожелания и тревоги родителей за ребенка, я обычно провожу анкетирование. Работая со старшими школьниками, уделяю большое внимание само-стоятельному определению детьми основных дел и мероприятий. Они самостоятельно выбирают тематику классных часов, опираясь на свои интересы и потребности. Конеч-но, проводятся не все запланированные мероприятия, часть из них переносится в новый учебный год, корректируется и изменяется с учетом возрастных особенностей детей. В отношениях с детьми я соблюдаю следующие правила: проявление уважения к лично-сти ребенка; принятие его личных целей, запросов, интересов; проявление понимания и уважения к каждому моменту в жизни ребенка; предоставление ребенку возможности задавать вопросы и получать ответы; ориентир на потенциально возможные успехи ре-бенка.
Прогнозируемые результаты
Учащийся школы III ступени образования, имеющий верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, способный осуществлять нравственный выбор и давать мо-ральную оценку, обладающий внутренней потребностью к самосовершенствованию.
В процессе реализации данной программы мне бы хотелось, чтобы дети научились осознавать себя частичкой Большого мира, почувствовали свою необходимость, нуж-ность в этой жизни, научились видеть в себе людей, полезных обществу, своей семье, своей стране.
Таким образом, если мне удастся воспитать хоть кого-то из своих ребят Человеком социально ориентированным, с чётко обозначенной гражданской позицией, патриотом своего Отечества, способным жить в многообразном мире в гармонии со всеми людь-ми, значит, я на правильном пути.